3 марта 1925 года в Экспериментальном театре (впоследствии филиал Большого театра) состоялась премьера балета «Иосиф Прекрасный». Он знаменовал собой подведение итогов в исканиях Голейзовского. Музыку к балету написал С. Василенко, сценарий сам К. Я. Голейзовский, оформлял спектакль художник Б. Эрдман. Столкновение двух миров — доброты, гуманности, прекрасного с обманом, хитростью, насилием — раскрывалось от акта к акту. Спектакль отличался строгостью композиций, продуманностью режиссерского решения, единством стиля и формы. Танцы следовали один за другим, развивая мысль балетмейстера, они были живописны и выразительны.

Художник Б. Эрдман оформил спектакль в конструктивистской манере; асимметричность в костюмах и декорациях, контрастность цветового решения, разновысотные площадки и мостики способствовали динамичности спектакля, соответствовали его общему танцевальному рисунку.

Спектакль вызвал самые полярные отзывы. Одни бурно восхищались им, другие — резко критиковали балетмейстера за отход от классического танца, за то, что в нем слишком много элементов физкультуры, акробатики и ритмопластики.

Вскоре состоялась премьера другого балета К. Голейзовского — «Теолинда» на музыку Ф. Шуберта. Этот спектакль был поставлен в духе балетов середины XIX века. В нем господствовал классический танец, однако манера его исполнения резко отличалась от общепринятой.

Стремясь создать балет о современности и о революции, Голейзовский в 1927 году, к десятилетней годовщине Октября, готовил к постановке балет «Смерч» на музыку К. Бера. Но в нем отсутствовала единая сюжетная линия, это было произведение иллюстративное, в духе аллегорического плаката. Прошла только генеральная репетиция балета; в репертуар театра он включен не был.

С середины 30-х годов Голейзовский работал в различных театрах Советского Союза. Прекрасный рисовальщик, очень музыкальный, с богатой фантазией хореограф, Голейзовский создал свой собственный стиль, соединив аллегорический плакат и современную пластику, характерный гротеск и хореографическую драму.

В 1964 году он поставил в Большом театре балет «Лейли и Меджнун» на музыку Баласаняна. Работа принесла ему большой и заслуженный успех. Эмоционально-пластическая выразительность музыки подсказала верное решение хореографических образов, которые еще раз подчеркнули удивительную самобытность творчества балетмейстера.

Раскрывая свои взгляды на искусство, на балет, Голейзовский много раз выступал в печати. В 1964 году он написал книгу «Образы русской народной хореографии».

Всю жизнь талантливый балетмейстер искал новые пути в хореографическом искусстве, новые решения. Многое осталось неосуществленным. Эксперименты К. Я. Голейзовского касались обновления танцевальной пластики, танцевальных форм, куда он внес много нового, много интересного.


 

Оставьте комментарий:

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.

Ваш комментарий
(обязательно)