В те годы Лопухов увлекался старинным народным театром, он тщательно изучал народные игры, пляски и сам ставил народные танцы и скоморошьи представления. Начало было положено «Рязанской пляской», которую он поставил для сестры Евгении в 1920 году, и танцами в опере Н, А. Римского-Корсакова «Снегурочка» в 1921 году. Весной 1924 года Лопухов показал балет на музыку симфонической позмы М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе». «Скоморошье бесовское позорище», как балетмейстер назвал свой спектакль, представляло собой, по его замыслу, пародию на церковную обрядность. В нем были танцы разнообразных рисунков, оригинально придуманные движения, поддержки и композиции, которые перемежались хаотичной «толчеей на сцене», но не было, к сожалению, того эмоционального подъема, той страсти, которая есть в музыке Мусоргского. И снова постановка оказалась неудачной.

«Скоморошьи игры», стиль народных игрищ, формы гротескного и эксцентрического танца все же привлекали Лопухова, и это по-другому, но повторилось в постановке «Байка про лису, петуха, кота да барана» на музыку И. Стравинского с декорациями и костюмами художника В. Дмитриева. Это было в 1927 году.

Композитор сам предполагал поставить «Байку», как «буффонаду для уличных подмостков», в которой было бы и пение, и пляски, и акробатика, и клоунада; при этом певцы не должны были действовать на сцене, а только петь из глубины сцены, где располагался бы оркестр. Но Лопухов решил все-таки вывести на сцену «двойной комплект» персонажей — балетных и оперных артистов одновременно. Они были одеты в одинаковые костюмы, отличались же тем, что у одних головной убор был подвешен к поясу, у других надет на голову. Сцена оказалась загромождена исполнителями самых разных жанров, которые из-за тесноты и шума, мешающего слышать оркестр, не имели возможности показать свое искусство. Спектакля, который задумывался как веселое, остроумное, яркое, определенное по форме зрелище, не получилось.

Критики того времени поэтому отмечали как положительное явление лишь использование на балетной сцене этнографических элементов, в том числе обрядов, яркую внешнюю форму спектакля.

Формы народного театра нашли свое выражение в постав-Р-ном Лопуховым в 1926 году спектакле «Пульчинелла» на музыку Дж. Перголезе в обработке И.Стравинского. Здесь балетмейстер использовал приемы итальянской комедии «дель арте». Декорации и костюмы художника В. Дмитриева в стиле итальянского народного театра дополняли постановку.

Главным достоинством спектакля было то, что он весь был танцевальным и в основе танцев лежал танец классический, хотя и усложненный, в современной разработке. Кроме того, это был спектакль со сквозным действием, что придавало ему определенную композиционную стройность. А высмеивание богатых и знатных сообщало определенную социальную направленность. Яркие пластические хореографические характеристики персонажей, введение в танец элементов акробатики и буффонады делали спектакль увлекательным, веселым, очень современным. Критики хвалили спектакль, отмечали его несомненные достоинства.

27 апреля 1927 года состоялась премьера балета Лопухова «Ледяная дева» на музыку Э. Грига, который продержался в репертуаре 10 лет и выдержал более 60 представлений. Декорации и костюмы А. Головина, красота и мелодичность музыки Э. Грига, талант исполнителей — О. Мунгаловой и П. Гусева — делали балет зрелищным, оригинальным. В этом балете основным выразительным средством был классический танец с введенными в него чювыми, придуманными балетмейстером движениями, использовались также обновленный, приближенный к народному характерный танец и акробатика.

Прекрасное хореографическое решением очень мелодичная, замечательно составленная Асафьевым музыка Грига, красочные, со многими этнографическими подробностями декорации принесли спектаклю заслуженный успех.

«Ледяная дева» осталась лучшим многоактным балетом Лопухова в репертуаре академических театров 20-х годов. Он утверждал классический танец как основу хореографической лексики.

Особым своеобразием отличалась вариация «Поступь Ледяной девы». В традиционный женский танец балетмейстер ввел мужские прыжки на колено, характерные «ползунки», «шаг через ногу», «шпагаты».

Балеты Лопухова 20-х годов свидетельствовали о трудностях, которые испытывало в то время балетное искусство, и ошибки его тоже были обусловлены временем. Поэтому естественно, что творчество Ф. В. Лопухова стало школой для многих мастеров советского балета.


 

Оставьте комментарий:

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.

Ваш комментарий
(обязательно)