Этапным балетным спектаклем этого плана был балет «Бахчисарайский фонтан», поставленный Р. Захаровым. Музыка Б. Астафьева, сценарий Н. Волкова, оформление художника В. Ходасевич составляли единое целое с хореографической партитурой балета и его режиссерским решением. Гармоническое сочетание всех компонентов спектакля — сценария, музыки и хореографии — позволило полностью раскрыть идейно-образное содержание лирической поэмы А. С. Пушкина.
Премьера балета состоялась в Ленинградском театре оперы и балета им. С М. Кирова 28 сентября 1934 года. Это был первый советский балет на пушкинскую тему.
Лирический мир Марии в музыкальной и хореографической партитуре балета противопоставлялся дикому, воинственному миру Гирея и чувственно-страстному миру Заремы. Отсюда композиционно балет строился на контрастном сопоставлении образов Марии и Заремы, Вацлава и Гирея, внутренней жизни польского замка и ханского дворца, форм национального польского танца (полонез, краковяк, мазурка) и восточных плясок.
Главной темой спектакля была тема нравственной победы Марии над дикой натурой Гирея. Кульминацией спектакля был третий акт, Здесь сталкивались две стихии — Марии и Заремы, развивались отношения Марии и Гирея, Заремы и Гирея, начиналось нравственное перерождение Гирея. Последний акт в основном раскрывал до конца тему Гирея, его состояние после гибели Марии, разрешал основной конфликт всего спектакля, основную идею — появление большого чувства Гирея к Марии.
Танцевальный текст давал возможность создать конкретные образы. Партия Марии строилась на плавных линиях, арабесках и горделивых позах польского танца. У Заремы преобладали стремительные вращения, прыжки, острые изломанные линии, движения ее отличались кошачьей грацией. Образ Гирея решался и пантомимными средствами, и с использованием таких штрихов, как походка, позы, жесты. Все действия Гирея точно совпадали с музыкой, приобретая особую пластическую завершенность и выразительность.
Музыкальная партитура Б. Асафьева от эпизода к эпизоду развивала драматургию балетного спектакля, давала возможность органического слияния танца и пантомимы, жанр хореодрамы предполагал слияние танца и драматической игры балетных артистов. Это рождало танец в образе, ранее не известный
балетному театру.
В «Бахчисарайском фонтане» по-новому раскрылось дарование таких прекрасных балерин и танцовщиков, как Г. Уланова, О. Иордан, К. Сергеевым. Дудко.
«Лично для меня новая хореография началась с «Бахчисарайского фонтана». Пушкинский драматизм либретто определял действенность мысли и драматизм музыки. «Бахчисарайский фонтан»... явился этапным для нашего балета...