«Дело не только р том, что успех Плисецкой был поистине грандиозным, что публика устроила ей такую горячую овацию, какая
выпадала в стенах «Ла Скала» только на долю немногих артистов. Существо гастролей Плисецкой заключалось в победе подлинного реализма над холодной условностью абстрактного решения», — писала известный советский критик, историк балета Н. Рославлева.
Яркая артистическая индивидуальность Майи Михайловны Плисецкой, народной артистки СССР, лауреата Ленинской премии и премии А. Павловой, выросла и развилась на традициях русской балетной школы.
Содержательность и музыкальность; выразительность и техническое совершенство — вот что характеризует ее творчество, в котором верность традициям сочетается с новаторскими устремлениями.
Плисецкая окончила Московское хореографическое училище. Ее педагогами были Е. И. Долинская, Е. П. Гердт, М. М. Леонтьева. Еще ученицей она выступала в «Спящей красавице», в «Пахите», танцевала Кошечку в «Аистенке», этюд «Экспромт» на музыку П. Чайковского. Уже тогда проявлялась ее большая выразительность и настоящее актерское мастерство.
1943 год — выпускной класс. Плисецкая много танцевала на сцене филиала Большого театра, и переход ее в балетную труппу театра состоялся практически незаметно. К этому времени она уже блестяще владела техникой классического танца, но тем не менее продолжала оттачивать свое мастерство, стремясь к совершенству. С первых шагов на сцене проявилась индивидуальность исполнительской манеры балерины - необыкновенная выразительность, страстность, динамика танца.
Репертуар Плисецкой необыкновенно широк, но для каждой роли она находит особые краски, будь то роль большая или маленькая или концертный номер — хореографическая миниатюра.
Необыкновенная музыкальность, пластичность и артистизм позволяют балерине-актрисе создавать образы и лирические, и глубоко драматические, и трагические.
Прелестна ее Маша из «Щелкунчика», которую она готовила еще с А. Я. Вагановой. Большой победой стала партия Одетты — Одиллии. В ней соединение лирического и драматического: добро и зло, любовь и коварство, благородство и низменность характер ров проявлялись в этих образах, созданных балериной. Движение необыкновенно гибких рук, корпуса создавали пластическое выражение трепета лебединых крыльев, плывущего лебедя, превращения девушки в лебедя.
В балете «Спящая красавица» Плисецкая станцевала феи Сирени, фею Виолант и наконец — Аврору. В «Дон Кихоте» она перетанцевала почти все женские партии, но блистательно исполненная роль Китри стала открытием в исполнительском искусстве. Классическая танцовщица удивительно тонко сочетала классический танец с характерным, академическую строгость с неиссякаемой энергией и выразительностью испанских танцев. Плисецкая создала свой стиль исполнения этой роли, и с тех пор он стал общепринятым каноном.
Плисецкая танцевала также Сюимбике в балете «Шурале», Персидку в опере М. П. Мусоргского «Хованщина».
Шедевром стал в исполнении Плисецкой «Умирающий лебедь» Сен-Санса, поставленный еще Фокиным для великой Анны Павловой.
Драматизмом, даже трагизмом, бурной страстью наполнен образ Заремы Плисецкой в балете «Бахчисарайский фонтан».
В роли Хозяйки Медной горы в балете Ю. Григоровича «Каменный цветок» балерина удивительно точно передавала то юркость «ящерки», то властность всесильной Хозяйки, грозной карающей волшебницы.
В роли Мехменэ Бану в балете Ю. Григоровича «Легенда о любви» — это непреклонная, загадочная, жертвующая и неумолимая восточная царица. Событием в мире хореографического искусства стала роль Кармен в балете «Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе — Р. Щедрина, поставленном для Плисецкой Альберто Алонсо.
Щ М. М. Плисецкая не только гениальная балерина. Она и интересный балетмейстер. Свидетельство тому поставленные ею балеты «Анна Каренина» (совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым) и «Чайка». Оба — на музыку Р. Щедрина. Исполняя заглавные партии в этих балетах, М. Плисецкая создала психологически тонкие, глубокие образы героинь.
«Плисецкая ищет в своих ролях яркие противоречия, внутренние бури, трагические или иронические парадоксы. В ее танцах и образах присутствует не только гармония, но часто возникают и резко дисгармонические пластические «аккорды» и «пассажи»,— написал о ней балетный критик Б. Львов-Анохин.
Сегодня М. М. Плисецкая по-прежнему одна из ведущих балерин Большого театра. Она много гастролирует, и везде искусство ее вызывает восторг и поклонение зрителей.