Картинка

Новаторские поиски и открытия украинского балетмейстера Павла Павловича Вирского (1905—1975), народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко, организатора, балетмейстера, а затем художественного руководителя Ансамбля народного танца УССР, опирались на традиции украинской танцевальной культуры.

Театрализируя украинский танец в своих первых хореографических композициях, которые входили в национальные оперные спектакли «Тарас Бульба» и «Золотой обруч», П. Вирский фактически начинал новую линию создания украинского народно-сценического танца, начинал балетмейстерскую реформу, которая состояла в соединении элементов украинского танцевального фольклора с классическим танцем. В его творчестве народная хореография возвысилась до совершенства классических образов.

Новаторство и заслуга П. Вирского прежде всего в новизне танцевальной формы, изобразительности и обогащении танцевального пластического языка. П. Вирский расширил танцевальные жанры и хореографическую драматургию за счет обращения к народно-песенному материалу, к старинному ярмарочному кукольному театру «Вертеп». Так в репертуаре ансамбля появилась навеянная обрядами лирическая картинка «Подоляночка», комедийно-сатирическая хореографическая миниатюра «Ой шд вишнею».

Значительным этапом на пути освоения тем украинской классической литературы стала драматическая хореографическая картинка «О чем верба плачет», созданная П. Вирским по мотивам поэм Т. Г. Шевченко. Показанная в юбилейные дни 1964 года, эта хореографическая миниатюра принесла на сцену подлинную глубину поэзии и доказала, что средствами народно-сценического танца можно художественно полноценно раскрыть идейно-образное содержание большой литературы.

Созвучен нашей современности героический жанр. Он и стал ведущим в творчестве Вирского. Величественная эпопея национально-освободительной борьбы украинского народа против польской шляхты отображена в хореографической картине «Запорожцы», созданной балетмейстером в 1957 году. Современная танцевальная лексика в публицистически-героической хореографической миниатюре «Мы помним» органично возникла из музыкальных образов В. Мурадели, его песни «Бухенвальдский набат». Продолжением поиска в героическом жанре стал и одноактный балет «Октябрьская легенда». Здесь Вирский сочетал симфонические формы балетной музыки с приемами новой пластики. Наделенный от природы тонким пластическим чутьем хореографа, П. Вирский создал своеобразный интонационный словарь современной хореографии. Современную пластику он насытил народно-танцевальными красками. Этим он открыл новые возможности для освоения сложной гражданской темы.