Балетные коллективы республик создавали в свою очередь самобытный репертуар. В Армении хореографами И. Арбатовым и 3. Мурадяном был поставлен балет «Хандут» на музыку из произведений композитора А. Спендиарова. Спектакль на тему армянского героического эпоса стал шагом вперед в развитии армянского национального классического балета.

Балеты, в которых разрабатывалась героическая тема, тема борьбы добра и зла, были поставлены в национальных балетных театрах Туркмении, Узбекистана, Киргизии, Башкирии и др. Не всегда это были удачи, не все спектакли тех лет сохранились в репертуаре, но важен был эмоциональный отклик на события тех дней.

Продолжали свою работу крупнейшие театры Москвы и Ленинграда: Большой театр — в Куйбышеве, театр им. С. М. Кирова — в Перми, театр им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко оставался в Москве. В военные годы в этом театре были поставлены два балета: «Виндзорские проказницы» В. Оранского (балетмейстеры В. Бурмейстер и И. Курилов) и «Лола» С. Василенко (балетмейстер В. Бурмейстер). Первый — перевод на язык танца комедии В. Шекспира. Второй - героический балет, в котором рассказывалось о борьбе испанских патриотов против поработителей. Спектакль, по своей тематике близкий к событиям того времени, имел большой успех.

К 25-й годовщине Октября, в 1942 году, в Перми Театр им. С. М. Кирова показа) балет А. Хачатуряна «Гаянэ» в постановке Н. Анисимовой. Хореографическая партитура Н. Анисимовой включала различные национальные танцы, в ней были тщательно проработаны острые танцевальные характеристики всех героев, было найдено своеобразное пластическое решение для показа трудовых процессов.

Спектакль о жизни и труде советских колхозников в дни, когда фашисты пытались захватить Кавказ, вызывал чувство патриотизма, единения всего советского народа и был очень популярным.

В 1942 году, 30 декабря, три балетмейстера А. Радунский, Н. Попко и Л. Поспехин в «Куйбышеве силами артистов Большого театра Союза ССР показали новый балет «Ассоль» по повести А. Грина «Алые паруса» на музыку В. Юровского. Стойкость главной героини, ее человечность и нравственная чистота привлекали внимание зрителя. В роли Ассоли танцевала балерина Большого театра О. В. Лепешинская.