Картинка

Вахтанг Михайлович Чабукиани (р. в 1910), народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, свои первые шаги к будущей профессии артиста балета сделал в тбилисской студии М. Перини. Два года — 1925 и 1926 — он танцевал в Тбилисском театре оперы и балета. Затем он уехал в Ленинград, где учился на вечерних курсах Ленинградского хореографического училища у В. Семенова. Способного ученика перевели в класс В. Пономарева для усовершенствования мастерства. В 1929 году Чабукиани был принят солистом багетной труппы в прославленный театр им. С. М. Кирова, где оставался вплоть до 1941 года. Здесь он создал все свои лучшие роли: Актеона («Эсмеральда»), Керима («Партизанские дни»), Джарджи («Сердце гор»), Фрондосо («Лауренсия»), Андрея («Тарас Бульба»), Голубую птицу, Базиля, Принца, Альберта, Вацлава, Солора и многие другие.

В 1941 году он вернулся в Грузию, в Театр оперы и балета им. 3. Палиашвили. Много лет Чабукиани возглавлял Тбилисское хореографическое училище.

Виртуозный танцовщик, реформатор мужского танца, балетмейстер героика-романтического стиля Вахтанг Чабукиани внес большой вклад в многонациональное советское хореографическое искусство. Его эстетической программой стало обогащение классического балета красками народного танца, сохранение единства драматического содержания и виртуозной формы народных плясок, подъем на новую, еще большую художественную высоту.

«Успех его у советского зрителя — это не обычный успех блестящего танцовщика. Этот успех гораздо глубже, ибо он доказывает, как всем существом своего дарования Чабукиани близок и родствен нашей героической эпохе», — писала о нем Викторина Кригер, балетмейстер, балерина и организатор театра Московский художественный балет.

«Пытаясь описать этого необычайного и великолепного танцовщика, испытываешь такое же затруднение, как при попытке описать смерч. Он завладевает всей сценой, предается чудесному неистовству, иногда стихающему настолько, что ошеломленный зритель может разглядеть тело, словно бы высеченное Роденом, увидеть орла, опустившегося на скалу Кавказа, или героическую фигуру принца... Он одновременно и величайший классический танцовщик, наследник всех традиций Ленинграда, и воплощение богатейшего фольклора его родной Грузии...», — так говорила о Чабукиани английская писательница Айрис Морли.

О нем писали и пишут много. И во всех статьях, монографиях, воспоминаниях он предстает как удивительный танцовщик.

Балетмейстерская деятельность Чабукиани стала продолжением его исполнительского творчества. Поставленные им балеты «Сердце гор», «Лауренсия», «Синатле», «Горда», «За мир!», «Отел-ло», «Демон», «Болеро» — свидетельство могучего таланта выдающегося мастера хореографии.

Героика-романтический характер, пришедший на балетную сцену в 30—40-е годы, способствовал созданию многогранных реалистических образов в театрах братских республик, появлению новых балетов, посвященных героической теме, борьбе народа за свое освобождение. В Белоруссии — это «Соловей», в Узбекистане — «Гуляндом», в Армении — «Счастье», в Азербайджане — «Гыз галасы» («Девичья башня»), в Киргизии — «Анар», в Таджикистане — «Ду Гуль». Эти спектакли определяли балетное! искусство братских республик. Не все постановки были равноценные, не всегда сложные темы находили достойное художественное воплощение: иллюстративность, преобладание пантомимы над действенным танцем, упрощение танцевального языка мешали созданию ярких, высокохудожественных произведений. И вместе с тем театры республик формировали свой национальный стиль классического спектакля, в котором классический танец органично соединялся с фольклором. Балетмейстеры, обращаясь к темам и сюжетам народных преданий, былин, сказок, национальной литературы, вносили свой вклад в развитие многонационального советского балета.