«Когда музыка и танец творят в согласии — тогда впечатление, производимое этими объединившимися искусствами, необычайно, а их волшебные чары пленяют одновременно и сердце, и разум»,— писал Ж. Новер.
Согласием музыки и хореографии, яркостью характеров и глубиной мысли, единством действия и пластического решения отличаются балеты замечательного советского балетмейстера — народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР, Юрия Николаевича Григоровича.
Свидетельство тому уже его ранние постановки, такие как «Легенда о любви» и «Каменный цветок». Верность традиции - черта, характеризующая все его творчество. Это выражается в стремлении его к четкому сюжету, острому драматизму хореографического действия, в обращении к танцевальному фольклору, к определенности пластических характеристик героев. Оставаясь всегда самим собой, Григорович смело следует открытиям таких балетмейстеров, как Р. Захаров и Л. Лавровский, В. Вайнонен, В. Чабукиани, но, изучив их опыт, выстраивает свою, самостоятельную концепцию.
Балет «Каменный цветок» на музыку С. Прокофьева был поставлен Ю. Н. Григоровичем в 1957 году. В нем проявился лирический дар балетмейстера, его способность придавать спектаклю яркую образность, раскрывать внутренний мир персонажей, противопоставлять различные характеры. Например, Катерина и
Хозяйка Медной горы, Данила и Северьян. Талантливая музыка С. Прокофьева во многом способствовала успеху балета.
Уже в этом балете выявилась основнная черта Григоровича-художника умение создавать спектакль классически гармоничным. Внешняя цепь событий здесь раскрывала внутренний мир героев. Каждый герой имел свою пластическую характеристику. Партия Хозяйки Медной горы была решена средствами классического танца и акробатики, Катерины и Данилы — средствами классического и русского народного танца. В спектакле образное пластическое решение составляло одно целое с художественным, поэтому композиция спектакля свидетельствовала об особом стиле, особом балетмейстерском почерке Ю. Н. Григоровича.
В «Легенде о любви» А. Меликова балетмейстер показал нравственный подвиг человека. За основу хореографической партитуры он взял трио - Ферхад, Мехменэ Бану и Ширин. Через это трио Григорович раскрывал внутренний мир каждого героя и всех троих сразу. Тема личного счастья уступала место долгу. Такое углубление конфликта, столкновение любви и долга передавалось хореографом во взаимоотношениях главных героев. Для раскрытия этих взаимоотношений важную роль играли монологи, дуэты, адажио.