Во время Русских сезонов развернулся самобытный еще одной прекрасной русской танцовщицы — Тамapы Платоновны Карсавиной (1885—1978).
После выхода Павловой из дягилевской антрепризы она стала постоянной партнершей М.Фокина, но лучшие ее роли были созданы в союзе с Нижинским. Карсавина и Нижинский стали идеальными исполнителями в новаторских балетах Фокина. Еще в Петербурге Карсавина станцевала Эвнику в одноименном балете на музыку Щербачева, Мадлен в «Павильоне Армиды», Арсиною в «Египетских ночах», Коломбину в «Карнавале».
С 1910 года, когда Карсавина заняла место первой танцовщицы в труппе Дягилева, она исполнила главные роли в балетах Фокина «Жар-птица», «Петрушка», «Нарцисс», «Тамара», «Золотой петушок», «Дафнис и Хлоя».
Т. П. Карсавина родилась в Петербурге, в семье известного танцовщика и педагога П. К. Карсавина. Она была очень музыкальна, хорошо рисовала. Поначалу eе успехам в классическом танце мешала недостаточная выворотность одной ноги. Поэтому после окончания школы в 1904 году ее зачислили в кордебалет Мариинского театра. Однако темпераментность и выразительность ее танца привлекли к ней внимание, и очень скоро Карсавина стала исполнять сольные номера. С первых же шагов на сцене она совершенствовала свое техническое мастерство у Иогансона, Соколовой, впоследствии брала уроки и у знаменитой Беретты в Милане.
После исполнения партии Флоры в балете «Пробуждение Флоры» Карсавина официально заняла положение второй солистки. Выдвижению способствовали прекрасные артистические данные танцовщицы — изящество и грациозность, искренность переживаний, внешняя красота и обаяние. Роль Одетты — Одиллии в «Лебедином озере» в 1906 году помогла раскрыться таланту Карсавиной. Здесь проявилась ее высокая художественная культура, чувство стиля, лиричность. Молодая балерина стала танцевать главные партии в балетах основного репертуара Мариинского театра: Жизель, Одетта—Одиллия, Раймонда, Никия, Аврора, Царь-девица, Пахита, Лиза.
При всей условности балета Карсавина была балериной реалистического направления. Она считала, что танцевальная техника должна быть подчинена созданию образа и не может иметь места на сцене сама по себе, как средство достижения танцовщиком легкого успеха.
В 1918 году Карсавина вышла замуж за англичанина и навсегда уехала из России. До 1931 года она выступала на сцене, а затем почти 25 лет была вице-президентом английской Королевской академии танца. Она занималась педагогической деятельностью, балетмейстерской, консультировала балетмейстеров, возобновлявших фокинские балеты, написала книгу «Театральная улица», которая была переведена на русский язык и издана в нашей стране в 1971 году.