Советский профессор хореографии – А. Я. Ваганова
«Не правы утверждающие, что старый балет отжил и должен быть предан забвению. Ведь из того, что у нас есть Блок, Маяковский и другие, не значит, что не должно быть Пушкина, или оттого, что существует Стравинский, Прокофьев и другие, разве должны исчезнуть произведения Глинки, Бородина, Чайковского? Если искусство должно отражать современную жизнь, то это не значит, что должны исчезнуть с лица земли классические образы прошлого», — так писала в своей статье «Что делать с балетом?»
Роли Раисы Стручковой
Раиса Степановна Стручкова, народная артистка СССР, окончила Московское хореографическое училище по классу знаменитой Е. П. Гердт. Время учебы совпало с войной, и девочка часто танцевала в концертах перед ранеными бойцами в местном госпитале.
В 1944 году выпускным спектаклем был балет «Лебединое озеро», Стручкова танцевала Одетту - Одиллию. Юная выпускница была принята в труппу Большого театра.
«Ромео и Джульетта»
Премьера балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», поставленного Л. Лавровским, состоялась 11 января 1940 года. Но до этой даты прошло не одно столетие, прежде чем шекспировская трагедия получила достойное воплощение в балетном театре. Обращение к темам Шекспира обогатило мировую хореографию, расширило репертуар классического балета, углубило образы героев, сделало хореографическое искусство гуманнее. Были и раньше попытки воплотить шекспировские темы в образы. Так, в 1809 году балет «Ромео и Юлия» ставил русский хореограф Иван Иванович Вальберх, в 1811 пятиактный спектакль «Ромео и Джульетта» поставил итальянец Винченцо Галеотти.
Репертуар национальных балетных театров
Многообразием жанров отличается репертуар балетных театров страны. При этом тематика балетов самая разнообразная — это прошлое, настоящее и будущее народа.
В Тбилисском оперном театре балетмейстером В. Чабукиани поставлены балеты: «Горда» Д. Торадзе и «Синтале» Г. Киладзе> Они пронизаны ярким национальным колоритом. В постановках широко использовался грузинский танцевальный и песенный фольклор. Балетмейстер добивался единства стиля путем органичного слияния классического танца с элементами народной танцевальной культуры. В обоих балетах рассказывалось о мужестве грузинского народа, подчеркивался патриотизм и любовь к Родине главных героев.
Работа советских балетмейстеров
Плодотворная работа советских балетмейстеров велась в разных направлениях: создание балетов современной тематики, освоение сюжетов и тем русской и мировой литературы, постановка спектаклей из классического наследия. Из современных тем наиболее актуально прозвучала тема гражданской войны в балете Б. Асафьева «Партизанские дни», поставленном В. Вайноненом по сценарию и в оформлении художника В. Дмитриева. Героический спектакль передавал дух гражданской войны, артистам удалось создать романтические образы советских людей.
Постановка красочных сцен
Балетмейстер сумел красочно поставить и народные, массовые сцены на улицах, Вероны, оттеняя трагическое комическими сценками и эпизодами, а возвышенность чувств — житейскими ситуациями.
Но самым удачным оказался образ главной героини балета Джульетты — образ «исключительной душевной красоты и силы». Зритель видел ее возмужание от девочки-подростка в начале до трагической развязки в финале балета.
Поиски и открытия Ю.Н.Григоровича
«Когда музыка и танец творят в согласии — тогда впечатление, производимое этими объединившимися искусствами, необычайно, а их волшебные чары пленяют одновременно и сердце, и разум»,— писал Ж. Новер.
Согласием музыки и хореографии, яркостью характеров и глубиной мысли, единством действия и пластического решения отличаются балеты замечательного советского балетмейстера — народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР, Юрия Николаевича Григоровича.