Адам Павлович Глушковский (1793— ок.1860) начал учиться в театральной школе у И. И. Вальберха. С приездом Дидло он был переведен в его класс. Дидло сразу же обратил внимание на способного ученика и взял его на воспитание к себе в дом. Здесь Глушковский непосредственно соприкасался с творчеством своего знаменитого учителя. Здесь Дидло готовил с ним основные партии. По окончании школы Глушковский был зачислен на амплуа танцовщика в петербургскую балетную труппу. Дебют его состоялся в балете «Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным». В этой виртуозной партии Глушковский соперничал с французским танцовщиком Дюпором, а в пантомимической игре (отмечали современники) даже превосходил его.

В 1811 году он переехал в Москву для работы в Арбатском театре в качестве первого танцовщика и балетмейстера. Глушковский танцевал недолго. Повредив ногу и позвоночник, в 1818 году он вынужден был оставить исполнительскую деятельность. К этому времени он уже сложился и как педагог классического танца в московской балетной школе. Ему во многом помогал предыдущий опыт Вальберха и Дидло, от них он перенял умение воспитывать учеников, управлять труппой, ставить спектакли.

В 1812 году Глушковский поставил в Москве балет Дидло «Дафнис и Хлоя». Но вскоре началась война. С огромными трудностями московская балетная школа стараниями Глушковского была эвакуирована в городок Плес на Волге. В тяжелых условиях войны Глушковский проявил себя и педагогом, и организатором, и балетмейстером школы. Кроме того, он ставил спектакли в Костроме.

Возвратившись в Москву из Плеса, Глушковский начал ставить балеты для своих воспитанников. Однако условия, в которых находилась московская балетная труппа, были очень трудными. Средства отпускались небольшие, сроки для сдачи спектаклей малые, была ограничена и свобода творчества. Балетмейстер обязан был ставить дивертисменты, интермедии, танцы в операх, комедиях, водевилях. Глушковский поставил на московской сцене почти все балеты Дидло, лучшие балеты Вальберха, Новера, Канциани. Были и его собственные опыты. Так, он поставил, одноактный балет «Дафнис и Хлоя» и «Остров любви, или Забава сельских пастухов», а также патриотические дивертисменты.

Глушковский первым обратился к сказке Пушкина «Руслан и Людмила». 16 декабря 1821 года состоялась премьера пяти-актного балета на музыку Ф. Шольца. Успех спектакля был так велик, что он держался на московской сцене десять лет, и в 1825 году был перенесен Дидло в Петербург. И хотя в спектакле отсутствовала четкая драматургия, применялись титры со словесными пояснениями, наконец, в нем не было подлинной народности пушкинской сказки, все же это стало событием и балетного театра и всей художественной жизни России.

В другой свой балет — «Три пояса, или Русская Сандрильона» Глушковский ввел пение, поэтому главную роль в нем исполняла оперная актриса. Балет недолго удержался в репертуаре. Та же участь постигла и балет «Черная шаль, или Наказанная неверность».

В 1839 году Глушковский ушел из театра и занялся писательской деятельностью. Первый теоретик и историк русского балета, Глушковский для последующих поколений оставил важные сведения о русском балете первой половины XIX века. В своих воспоминаниях он дал высокую оценку деятельности Дидло не только в театре, но и в школе, в воспитании русских артистов балета. Заслуга Глушковского в том, что он познакомил московского зрителя с балетами Дидло, а главное, он очень много сделал для реорганизации московской труппы и воспитания отечественных исполнителей в Москве.


 

Оставьте комментарий:

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.

Ваш комментарий
(обязательно)