Отсутствие Дидло было заметно и в балетной труппе, и в школе — не хватало его профессионального глаза. Работая в Лондоне, а затем в Париже, где он ставит свой знаменитый балет «Зефир и Флора», Дидло никогда не забывал России, своих талантливых учеников, требовательного, высококультурного русского зрителя. В свои балеты этих лет он вставлял русские народные пляски, хороводы. В 1816 году, приняв приглашение директора императорских театров, он возвращается в Россию. Чем же знаменателен второй хпериод творчества Ш. Дидло в России?
Во-первых, он создает свои хореографические драмы, известные всему миру; во-вторых, расширяет жанровый диапазон спектаклей; в-третьих, окончательно формирует эстетику действенного танца.
Годы, проведенные за границей, не прошли даром. Многое понято, переоценены и по-новому восприняты достоинства русского балетного театра, высокая культура балетного зрителя, идейная направленность балетов Вальберха.
Первый балет, который ставит Дидло по приезде в Россию во второй раз, был анакреонтический балет «Ацис и Галатея»; а в 1817 году им была поставлена «Венгерская хижина» — балет, в котором нашли отражение художественные установки Вальберха. Прежде всего это был балет более глубокого содержания, чем предыдущие балеты Дидло. Акцент в нем был сделан на создание образов, а не на живописность сцен и показ виртуозности исполнителей. «Венгерская хижина» — произведение еще близкое сентиментализму, но в нем уже чувствовались романтические настроения.
Постановка хореографической пьесы с напряженным развитием действия, с яркими образами стала теперь основным направлением балетмейстерской работы Дидло. Примерами могут служить такие его спектакли, как новая редакция «Зефира и Флоры», «Молодая островитянка», «Калиф Багдадский».
Через два месяца после смерти Вальберха Дидло, развивая его художественные принципы, создает один из лучших своих балетов «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов». Им он утверждает на русской сцене тематику балетов предромантизма. С этого времени Дидло разрабатывает романтические сюжеты вплоть до 1823 года — года создания балета «Кавказский пленник» по мотивам поэмы А. С. Пушкина. В отличие от анакреонтических балетов предромантические спектакли имели более актуальное содержание, которое требовало и нового хореографического решения; главное место в них занимала танцевальная пантомима. Особое место среди балетов Дидло занимают балеты на сюжеты пушкинских произведений: «Кавказский пленник, или Тень Невесты», «Черная шаль» и «Руслан и Людмила».
Первый балет на Пушкинскую тему поставил в Москве в 1821 году А. Глушковский. Это был балет «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» на музыку Щ Е. Шольца. Дидло продолжил начинание своего талантливого ученика. Сначала он поставил «Кавказского пленника», а в 1825 году перенес балет Глушковского «Руслан и Людмила» И Петербург.