Обращение к русской национальной теме было прогрессивным явлением, так как способствовало укреплению национального балета, утверждению его самостоятельности. Это вызывало большой интерес и одобрение у передовых людей того времени.
К этому моменту Дидло уже совершенно отвергал так называемый дивертисментный танец, не связанный с развитием действия спектакля, не раскрывающий особенности характера героя. В его балетах стало много пантомимы, а танец стал действенным, что помогало созданию образов, раскрытию сюжета. Уменьшение количества дивертисментных танцев, снижение развлекательности балетов Дидло не устраивало аристократическую публику и, следовательно, дирекцию императорских театров.
Ссора с дирекцией закончилась отставкой Дидло. Замысел Дидло поставить балет «Сюмбека, или Покорение Казанского царства» о взятии Казани Иваном IV в 1552 году остался неосуществленным. В 1831 году Дидло был уволен. После отставки он не уехал в Париж, а навсегда остался в России. Умер Дидло в 1837 году и похоронен в Киеве.
Шарль Луи Дидло, француз по происхождению, сыграл очень важную роль в самоопределении русского балетного искусства, для которого главнее содержание, идея спектакля, а форма — средство передачи идеи — должна обязательно соответствовать содержанию.
Педагогическая и балетмейстерская деятельность Дидло способствовала освобождению русского балетного театра от иностранных артистов. Ученики Дидло, усвоив все технические приемы исполнения танца, известные иностранцам, довели их до совершенства, а по эмоциональности, выразительности исполнения превзошли своих западноевропейских коллег. Нужно добавить также, что Дидло очень заботился о сохранении творческой индивидуальности своих учеников.
Фантазия Дидло была неистощимой, она вызывала восхищение зрителей и восторг исполнителей. А. С. Пушкин высоко ценил талант Дидло. Он считал, что балеты его «исполнены живости воображения и прелести необыкновенной». Поставленные им танцы требовали очень высокой техники. Некоторые важные элементы и приемы были введены Дидло впервые. Например, в мужской танец Дидло ввел высокие прыжки, вращения в воздухе и на полу, заноски, быстрые темпы. Женский танец он строил на мелких движениях. Дидло старался приблизить его по значимости к мужскому. В отдельных проходящих движениях танцовщица поднималась на кончик носка предельно вытянутой ноги. Это было новым в женском исполнительском искусстве, а совершенствование такого танца позволило достигнуть виртуозности современной балетной техники.
Чувство, движение и мимика вместо слов вот требования Дидло к исполнителям и в театре и в школе. Независимость, борьба личности за свое счастье, умение отстоять свое достоинство и честь — темы прогрессивного романтического балета, они же были главными и в предромантических спектаклях Дидло.
Эстетические требования Дидло проводили в жизнь его ученики. И среди них самые знаменитые — Адам Павлович Глушковский, Авдотья Ильинична Истомина, Анастасия Андреевна Лихутина, Екатерина Александровна Телешова.