Вместе с Прасковьей Лебедевой в Большом театре танцевала Ольга Николаевна Николаева (1839—1881). Она прославилась как пантомимная танцовщица, а также как исполнительница народных, особенно русских, танцев. Окончив школу в 1859 году, она сразу же заняла место ведущей танцовщицы. В ее репертуаре были Катарина, Эсмеральда, Жизель и другие роли драматического характера. Через 10 лет из-за тяжелой травмы Николаева прекращает танцевать, но остается в Большом театре в качестве балетмейстера. Это была первая русская женщина-балетмейстер. Она возобновляла старые, ставила новые балеты и танцевальные сцены в оперных спектаклях. Николаева была достойным продолжателем традиций московской школы народно-сценического танца.
Говоря о балетных артистах 60-х годов XIX века нельзя не сказать еще об одном танцовщике и удивительном мастере пантомимы, продолжающем традиции М. С. Щепкина в балетном театре, Василии Федоровиче Гельцере(1840— 1908).
В 1856 году он пришел в Большой театр как выпускник Московского балетного училища. Прослужив семь лет, Гельцер достиг положения солиста. Диапазон созданных им образов очень широк. Это Марцелина в «Тщетной предосторожности», Клод Фролло в «Эсмеральде», лесничий Ганс в «Жизели», немой малаец в опере «Песнь торжествующей любви», фея Карабос в «Спящей красавице». Но любимой ролью танцовщика был Иванушка в «Коньке-Горбунке». Именно с этой роли началась его слава блестящего мимического артиста реалистической школы. Гельцер в образе Иванушки нашел самое характерное, показав живого русского крестьянского парня. В. Ф. Гельцер многое сделал для русского балетного театра. Впоследствии он работал режиссером московской балетной труппы, педагогом пластики на драматических курсах Московского театрального училища, репетировал, щедро передавал свое мастерство молодым.
Прослужив в Большом театре ровно пятьдесят лет, Гельцер, один из немногих, был уволен в звании заслуженного артиста императорских театров.