Екатерина Васильевна Гельцер (1876 - 1962), народная артистка Республики, родилась в семье замечательного танцовщика и артиста пантомимы Василия Федоровича Гельцера. В Московском хореографическом училище она училась в классе И. Никитина и X. Мендеса.
После окончания училища Е. Гельцер была зачислена в труппу Большого театра. В ее репертуаре тех лет такие роли, как Повелительница жучков в «Хрустальном башмачке», вторые партии в балетах «Конек-Горбунок», «Кипрская статуя», «Катарина, дочь разбойника».
Осенью 1896 года Гельцер была командирована в Петербург для совершенствования своего мастерства. Здесь она занималась в классе X. Иогансона, танцевала в балетах М. Петипа, многому научилась она и наблюдая за работой крупнейших балерин того времени. В Мариинском театре она танцевала в балете А. Глазунова «Раймонда». Закончив стажировку, Гельцер в 1898 году возвратилась в Москву.
Этапной стала для балерины партия Авроры в балете «Спящая красавица». Помощником и партнером ее был В. Д. Тихомиров. Он вообще сыграл большую роль в становлении молодой артистки московского балета. С ним она танцевала ведущие партии почти во всех балетах А. Горского — «Саламбо», «Дон Кихоте», «Коньке-Горбунке». Ее танец был виртуозным, стремительным и в то же время отличался легкостью, мягкостью движений. К тому же Гельцер была прекрасной мимической артисткой, имела незаурядные способности драматической актрисы. Поэтому в создаваемых ею образах была правда жизни, подлинность чувств и переживаний. Лучшими партиями балерины стали; Китри в балете «Дон Кихот», Медора в «Корсаре», Саламбо, Эсмеральда, Тао Хоа в балете «Красный мак».
Искусство Гельцер было темпераментным, жизнеутверждающим, лишенным какого-либо декаденства и как нельзя более отвечало задачам создания героикд-реалистических образов.
Очень точно охарактеризовал ее искусство танца Федор Лопухов: «Чтобы она ни делала, ее танец и мимика пылали огнем. Даже в лирических партиях подлинным ее призванием были роли, требовавшие героики.
«Земные» движения Гельцер делала с такой неистовостью, что они казались венцом творчества балерины: Земная, она казалась здесь возвышенной. Властная воля, душевный порыв придавали движениям артистки осмысленность, стремительность».
В 1935 году Е. В. Гельцер покинула сцену Большого театра, но до начала Великой Отечественной войны еще продолжала выступать в разных городах страны. Е, В. Гельцер умерла в 1962 году в возрасте 86-ти лет. Вдохновенный труд, стремление к новым творческим победам, преданное служение искусству завещала Гельцер молодому поколению советского балета.