КартинкаС первых лет Советской власти деятели балетного театра бережно сохраняли классический репертуар. В старые спектакли они вдохнули новую жизнь, внесли то новое, что определило в настоящее время направление и стиль советского классического балета. Поиски нового героя заставили балетмейстеров обратиться к новым темам и сюжетам. Новые темы и образы способствовали формированию новой эстетики хореографического искусства, утверждению самобытного многонационального советского балетного театра.

Советское хореографическое искусство прошло сложный путь развития. Каждый новый спектакль выдвигал новые художественные требования. Балетмейстеры находили пути обновления старого в драматургии спектакля, в его хореографической и музыкальной партитуре, в соединении классического и народного танцев. Это помогало закладывать тот творческий фундамент, на котором росли и развивались балетные театры всех республик страны.

Становление национальных самобытных культур способствовало выявлению ярких талантов. В каждой республике процесс становления протекал по-разному. Некоторые из них, например, Грузия, Армения, Украина, имели музыкальные театры и до Октябрьской революции, а в Средней Азии, Казахстане, Киргизии танцевального сценического искусства раньше не существовало.

Большую роль в становлении многонационального советского балетного театра сыграли танцевальные этнографические коллективы, национальные оперы и национальные драмы. Под их влиянием в молодых республиканских балетных театрах рождались новые формы хореографического искусства, обновлялись давно утвердившиеся образы, становясь созвучными времени. Что же представлял собою балетный театр в 1917 году? Репертуар почти не обновлялся, финансовые затруднения мешали постановке новых спектаклей. Упадочнические настроения, распространившиеся в искусстве в конце XIX — начале XX века, все больше проникали в балетный театр, лишая его положительных сильных героев. Мистика, отчаяние, тема смерти заполнили сцены театров, выражая всем своим существованием «кризис безобразия». Именно так охарактеризовал упадочническую культуру декаденства Г. В. Плеханов.

Балетный театр оказался в тупике, и многие театральные деятели, не видя выхода из создавшегося положения, предсказывали его скорую гибель. Возможно, так бы и случилось, хореографическое искусство не смогло бы выйти из охватившего его кризиса, но Октябрьская революция дала толчок к его дальнейшему развитию, вдохнула в него новую жизнь. Однако первые годы после революции были очень трудными. Общая разруха в стране, вызванная первой мировой и гражданской войнами, сказалась и на работе театров. Не хватало денег платить жалованье артистам, не хватало топлива. Эмиграция за границу ведущих балерин, первых танцовщиков, опытных педагогов и балетмейстеров обезглавила театры. Остро встал вопрос о закрытии московского Большого театра и других ведущих театров страны. Однако несмотря на огромные трудности, театры удалось сохранить. И в этом большая заслуга В. И. Ленина и А. В. Луначарского — первого наркома по просвещению.

Необходимы были срочные меры по восстановлению жизнедеятельности театров. Для этих целей был сформирован новый состав дирекции. На помощь пришли как опытные, так и совсем молодые артисты, дирижеры, балетмейстеры, художники. Они обеспечили непрерывную работу; театров и театральных школ, сохранение классического репертуара.

25 января 1918 года возобновлена опера М. Глинки «Руслан и Людмила». Танцы в ней поставил Михаил Фокин. Успех был очень большой, спектакли шли при полном сборе. И если в первые месяцы Советской власти стоял вопрос: быть или не быть балетному театру, то с приходом нового зрителя стало очевидно — театр выжил.

Постепенно балетный театр набирал силу, определялись цели и задачи академического балета, восстанавливался репертуар, укреплялся состав трупп. Они пополнялись выпускниками Петроградского балетного училища и Московского училища при Большом театре. Началась неустанная и кропотливая работа по сохранению ценнейших достижений культуры и искусства прошлого и созданию нового театра, — театра высоких идей и глубокого содержания, шла борьба за подъем культурного уровня широких народных масс. В ленинском плане социалистического строительства большая роль отводилась культуре и искусству, их идеологическому воздействию на массы.


 

Оставьте комментарий:

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.

Ваш комментарий
(обязательно)