Фанни Эльслер (1810—1884) в танце не придерживалась канонов Академии. Танцуя «всем телом от кончиков волос до кончиков пальцев», как отмечал в своей статье Т. Готье, она разрабатывала быстрые темпы, технику мелких красивых движений и характерных танцев. Фанни Эльслер создавала образы живые, реальные. Ее героини отстаивали свою мечту, звали на борьбу за счастье. Лучшие ее партии — это Катарина, Эсмеральда.
В одноименных балетах, Лиза в «Тщетной предосторожности», а в таких танцах, как качуча, мазурка, краковяк, тарантелла, русская пляска, она считалась непревзойденной.
Фанни Эльслер была наделена особым, редким даром пантомимы. Она поднималась до высот трагического искусства в передаче разнообразных чувств. Роль Эсмеральды современники считали вершиной исполнительского мастерства. Танец Фанни Эльслер был земным, в нем она передавала мысли, чувства и мечты своих современников. Танцевальное искусство Фанни Эльслер вызывало восхищение и у русского зрителя. Вот почему, приехав на гастроли в Россию, она надолго осталась здесь.