КартинкаМарфа Николаевна Муравьева (1838—1879) еще в школе стала танцевать ответственные партии. Дочь вольноотпущенного крепостного, она получила образование в Петербургском театральном училище. Родилась же Муравьева в Москве. Возможно, это обстоятельство на протяжении всей ее сценической деятельности способствовало ее тесным контактам с московским балетом.

В 1848 году десятилетней девочкой Муравьева танцевала партию амура в балете Перро «Мечта художника». Постепенно репертуар юной танцовщицы усложнялся. Петербургская дирекция императорских театров выдвинула ее на место ведущей балерины.

Еще ученицей она танцевала главную партию в балете Перро «Мраморная красавица». Высокая техника танца и тонкая артистическая внешность оправдали надежды дирекции — Муравьева стала постоянной исполнительницей первых балетных партий. В 1858 году она закончила школу и была зачислена в состав петербургской балетной труппы на амплуа первой танцовщицы.

Это была одна из лучших русских лирических танцовщиц. Ее танец с первых выступлений отличался совершенством линий, музыкальностью, выразительностью движений. Особенно мелкие движения и пальцевая техника вызывали восторг зрителей. Знаменитый итальянский хореограф Карло Блазис писал: «...Можно сказать, что из-под ног ее во время танцев сыплются алмазные искры... Ее манера танцев... проявляется во всем своем блеске при исполнении ею соло, когда она кончиками своих пальцев едва касается земли, когда смотришь в это время на ее быстрые и беспрестанно изменяющиеся pas, то невольно сравниваешь с нитью пересыпающегося жемчуга».

В 1860 году Муравьева с большим успехом впервые танцевала в Москве в Большом театре. С этих пор приезды в московский театр стали частыми, но, как правило, они шли в отсутствие ведущей московской танцовщицы Прасковьи Лебедевой. Муравьевой часто не хватало актерского мастерства, поэтому ей трудно было соперничать с Лебедевой, обладавшей незаурядными актерскими данными.

В 1862 году во время гастролей в Париже в «Гранд-Опера» Муравьева танцевала «Жизель». Она прекрасно провела всю партию от начала до конца, доказав еще раз парижскому зрителю превосходство подготовки русских балетных артистов. После этого она еще дважды гастролировала в Париже. Возвратившись в 1864 году из Франции в Петербург, она исполнила роль Царь-девицы в «Коньке-Горбунке» Сен-Леона. Это была ее последняя роль.

Сценический путь Муравьевой был недолог. Она танцевала всего семь лет.

Творчество М. Н. Муравьевой тесно соприкасалось с творчеством выдающейся московской танцовщицы 60-х годов XIX века, ее сверстницы Прасковьи Прохоровны Лебедевой (1838—1917). Закономерным был и перевод П. Лебедевой в Петербург после ухода М. Муравьевой в отставку.


 

Оставьте комментарий:

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.

Ваш комментарий
(обязательно)